Кавказское сотрудничество

 
Великая отечественная война в исторической  политике Армении, Азербайджана и Грузии 29.06.2017

Великая отечественная война в исторической политике Армении, Азербайджана и Грузии

Великая Отечественная война является одним из ключевых событий истории XX века. Тема ВОВ присутствует в историческом дискурсе всех постсоветских республик, принимавших в ней участие в составе СССР. На оценки войны зачастую влияют не только исторические факторы, но и текущая политическая конъюнктура.

Восприятие современным армянским обществом событий, связанных с Великой Отечественной войной, в основном базируется на традиционном для советского прошлого концепте «общей победы», вклад в которую армянского народа был весьма значим. Армянская историография сохранила термин «Великая Отечественная война», которая рассматривается как часть Второй мировой войны. В армянских учебниках она характеризуется как война народная, имеющая справедливый характер.

В описании войны значительное место уделено подробностям участия армянского народа в войне, подчёркивается весомый вклад армян в общую победу. Подробно описывается участие в боевых операциях подразделений Советской Армении, состоящих из этнических армян, выдающиеся полководцы, имеющие армянское происхождение, число армян, награжденных боевыми медалями и наградами, рассматривается роль в борьбе с фашизмом армян диаспоры, в частности участников партизанских формированиях на Западном фронтах, вклад Армянской апостольской церкви.

Среди сражений ВОВ особо подчеркивается значение победы под Сталинградом, поскольку, как полагают армянские авторы, в случае успеха Германии в войну против Советского Союза неминуемо вступила бы Турция.

Учитывая трагические события 1915 года, вопрос Турции как союзницы нацистской Германии для армян играет крайне важное значение в восприятии ВМВ. Именно наличие турецкой угрозы позволяет трактовать участие армянского народа в Великой Отечественной войне как соответствующее его национальным интересам.

Тема коллаборационизма присутствует в армянских учебниках, однако является второстепенной. Указывается на вынужденный характер сотрудничества некоторых армян с нацистами, продиктованный стремлением нивелировать германо-турецкие связи. В целом деятельность армянских эмигрантов, сотрудничавших с нацистами, описывается без осуждения.

Подобный подход также объясняется тем, что учебники рассматривают историю Армении сквозь призму национальных интересов, общих для армянской диаспоры и армян, проживавших в СССР. Одним из основных критериев оценки их деятельности является следующий: польза армянскому народу, сохранение малой нации в условиях масштабных катастроф XX в. Такой взгляд позволяет при описании периода ВОВ сочетать интернациональную (советскую) парадигму с национальными (современными) элементами.

В национальной памяти современной Армении в равной степени героями являются такие противоположные личности по своим идейным воззрениям и по принадлежности к разным политическим полюсам, как, с одной стороны, Г. Нжде, Д. Канаян, а с другой – А. Мясникян, А. Ханджян, советские маршалы и др.

Важной особенностью исторической памяти армян является ассоциация Великой Отечественной войны с нагорно-карабахским конфликтом, который в Армении называется Арцахской (Карабахской) национально-освободительной войной. 8 мая – канун Дня Победы – отмечается как государственный праздник День «Еркрапа» (участника народного ополчения), созданного в 1993 г. Союза добровольцев РА. Второе, неофициальное название праздника – «День освобождения Шуши». Теме Карабаха посвящён второй этаж экспозиции Военного музея МО РА «Мать-Армения». Здесь представлены национальные герои РА и герои Нагорного Карабаха, участники боевых операций, диорама освобождения города Шуша, рода войск вооружённых сил РА.

Тесная связь с современностью позволяет использовать тему ВОВ как важный элемент военно-патриотического воспитания. При Р. Кочаряне 24 июля 2001 г. был принят закон «О праздниках и памятных днях Республики Армения», согласно ст. 8 которого 9 мая является нерабочим днём и отмечается как «Праздник Победы и Мира». В рамках празднования очередной годовщины Великой Отечественной войны в Армении по всей стране чествуют ветеранов. Самые крупные мероприятия проходят в Ереване и Гюмри. В столице Армении жители собираются в Парке Победы. Руководство страны, ветераны, депутаты парламента, а также высокопоставленные военные возлагают цветы и венки к Вечному огню на Могиле Неизвестного Солдата. В парке проходит небольшой совместный парад армянских и российских войск.

В армянском обществе практически нет разногласий и разночтений в оценках Великой Отечественной войны. Исключение составляют лишь взгляды некоторой части оппозиции, которая не пользуется поддержкой ни широких масс, ни республиканских элит.

В Азербайджане тема Второй мировой войны также актуализируется в качестве одной из основ формирования единой и сильной азербайджанской нации. Государственные структуры, неправительственные организации и СМИ активно работают на повышение общего уровня военно-патриотического воспитания молодого азербайджанского поколения. Вторая мировая война оценивается как победа Советского Союза над фашизмом, в которой азербайджанский народ продемонстрировал массовый героизм и самоотверженность как на фронте, так и в тылу.

Вместе с тем в азербайджанских школах события Великой Отечественной войны подаются неоднозначно. Авторы учебников подчёркивают, что Азербайджан, находясь в составе СССР, был лишь «вовлечён в эту войну». В исторических трудах стараются избегать «Великая Отечественная война», предпочитая рассматривать участие Азербайджана и азербайджанцев во Второй мировой войне. В лучшем случае даётся расплывчатое определение «война 1941-1945 гг.» или «война с фашизмом».

Германия рисуется в качестве агрессора, но наряду с этим отмечается, что «у советского руководства был свой грязный план». Постоянно звучит тема недоверия к азербайджанцам со стороны советского руководства. Также история Второй мировой используется в Азербайджане в сфере школьного образования для антиармянской риторики, приводятся примеры ревностного отношения и интриг по отношению к выходцам из Азербайджана со стороны армян-командиров Советской Армии.

С другой стороны, в школьных учебниках приводятся многочисленные примеры того, как «азербайджанцы мужественно сражались против фашизма», были активными участниками трудового фронта. В литературе особо отмечается, что важную роль в победе СССР во Второй мировой войне сыграла азербайджанская нефть. Также приводятся примеры азербайджанцев, которые занимали ответственные руководящие должности в партийных органах, в частности в Дагестане, что входит в прямое противоречие с ранее высказанными тезисами о недоверии советского руководства.

В современных условиях тема Великой Отечественной войны получила дополнительные импульсы для своей актуализации в контексте армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Также как в Армении боевое военное прошлое первой половины ХХ в. нередко распространяется и на конфликт конца ХХ в.

Память о Великой Отечественной войне 1941−1945 гг. используется Азербайджаном в целях поддержания военно-патриотического духа граждан для мобилизации и дальнейшего освобождения Нагорного Карабаха. Местные СМИ, затрагивая тему прошедшей войны, регулярно напоминают современникам о подвигах дедов и прадедов.

9 Мая был установлен в качестве государственного праздника в 1994 году при Гейдаре Алиеве. Действующий президент И. Алиев, продолжая линию отца, в значительной степени повысил и укрепил политический статус праздника Победы. Президент ежегодно поздравляет с этим днём азербайджанских ветеранов и напоминает собравшимся о бесценном вкладе этих людей в общее дело, о их подвигах, которые должны быть примером для молодёжи. В стране сохраняется бережное отношение к памятникам, объектам архитектуры и названиям улиц, имеющим отношение к участию Советского Азербайджана в Великой Отечественной войне.

Азербайджанские политические элиты и общество в целом имеют консолидированное мнение относительно памяти о войне и её ветеранах. Вместе с тем при безусловном доминировании традиционных трактовок, относящихся к периоду Великой Отечественной войны, в Азербайджане есть и попытки ревизии истории. В конце 90-х гг. появилась группа исследователей, предложивших альтернативный взгляд на историю Азербайджана во Второй мировой, пытаясь доказать, что часть населения поддержала политику фашистской Германии.

Однако попытки оправдания коллаборационизма не дают результата и нивелируются активными действиями политических элит и общества в целом. За все годы суверенитета в Азербайджане не появилось ни одного памятника, стелы, памятной таблички или ещё чего-либо в этом роде, имеющего отношение к азербайджанским легионерам вермахта.

В Грузии память о ВОВ подверглась наибольшей трансформации по сравнению с советским временем, что объясняется сложностью российско-грузинских отношений и прозападным внешнеполитическим курсом Тбилиси, стремящимся как можно дальше отстраниться от современной России и общего прошлого.

Школьные учебники формируют равнодушно отрицательное отношение к историческому наследию ВОВ. Термин «Великая Отечественная война» квалифицируется как «выдумка советской идеологии».

В разделах, посвященных участию грузин во Второй мировой войне 700 тыс. грузин, воевавшим в рядах Красной армии, уделяется одна страница, а немногочисленным грузинам, воевавшим в составе вермахта – две с половиной страницы. В описании ВОВ главный акцент делается на сталинских репрессиях, которым подвиглись пленные грузины и партизаны, оказавшиеся за пределами советской территории, после возвращения на родину. Показательно, что в экспозиции Музея оккупации в Тбилиси грузинские военнослужащие Советской Армении, погибшие во время ВОВ, включены в число жертв репрессий.

Политическая и интеллектуальная элита Грузии последовательно проводит мысль, что победа СССР во Второй мировой войне – это «цивилизационное поражение» Грузии, отдалившее страну от Запада. Негативное отношение к «историческому наследию» ВОВ объясняется, тем что война является частью «тоталитарного советского прошлого», соответственно сохранение историческая память об общей победе народов СССР мешает процессу «демократизации» страны.

В Грузии продолжает действовать, принятая при М. Саакашвили «Хартия Свободы», которая ставит знак равенства между фашистской и советской символикой, запрещая демонстрирование и применение обеих «в целях пропаганды». При нем же праздник получил современное название «День Победы над фашизмом» без упоминания контекста Великой Отечественной войны. Также предпринимались попытки перенести празднование с 9 на 8 мая для того, чтобы «праздновать победу вместе с цивилизованным миром». Знаковым событием стал снос Мемориала Славы в Кутаиси в декабре 2009 года.

Следует отметить, что закон «О Хартии Свободы» по началу не исполняется в полном объёме. Так, например, в 2013−2014 гг. 9 мая в парке Ваке можно было наблюдать красные флаги, принесённые представителями Коммунистической партии Грузии и другими левыми организациями. Ситуация изменилась после государственного переворота на Украине. Но на фоне украинских событий близкие Единому национальному движению общественные организаций стали преследовать граждан с георгиевскими ленточками.

Со стороны нынешней грузинской власти внимание к памяти о ВОВ носит по большей части формальных характер. Празднование Дня Победы пока ещё остаётся атрибутом политической жизни. 9 мая первые лица государства – президент, премьер-министр, председатель парламента – принимают участия в памятных мероприятиях в парке Ваке, возлагают венки в Могиле Неизвестного Солдата. Однако его содержание сводится ко дню памяти ветеранов Второй мировой войны. При этом в социальном плане, несмотря на обещания, ветеранам не восстановлены льготы, которых они были лишены в 2005-2006 гг. В День Победы они получают лишь единовременную прибавку к небольшой пенсии.

С восприятием грузинским социумом Второй мировой войны непосредственно связана тема «Сталина». Его личность «оживляет» пассивное отношение к тематике Второй мировой войны в Грузии. Старшее поколение именно через призму Сталина рассматривает советское прошлое страны. Политики и общественные деятели вынуждены осторожно высказываться на эту тему, поскольку Сталин остаётся популярной исторической личностью в Грузии. Хотя ему дают преимущественно негативную оценку, однако признают исторический масштаб личности.

Поскольку государственная власть Грузии проявляет политическое равнодушие к памятникам, не инициирует их реставрацию и благоустройство, эта работа ложится на неправительственные организации, которые старается следить за их состоянием. Также НПО стараются оказывать социальную помощь и поддержку ветеранам.

Несмотря на изменение общей атмосферы после ухода М. Саакашвили, в Грузии сохраняется негативный фон в отношении России. Для представителей элит «пророссийская ориентация» является одним из самых страшных политических обвинений.

Судя по сложившемуся и устоявшемуся тренду, историческая политика в Грузии будет и в дальнейшем направлена на нивелирование памяти о Второй мировой войне. По мере ухода из жизни участников боевых действий, тема Войны будет маргинализироваться, а исторический контекст политизироваться. Этот курс подтверждается отношением к символам Победы – памятникам, обелискам и музеям. 


Автор:  Константин Тасиц
Выходные данные:  Доклад представлен на семинаре «Кавказского сотрудничества» «Советское наследие и историческая политика на Южном Кавказе» 27 июня 2017 г. в МГИМО МИД России.

На предыдущую страницу

Все новости проекта